Самолет без топлива Solar Impulse завершает кругосветное путешествиеРаботающий на солнечных батареях самолет без топлива Solar Impulse 2 начал последний перелет в своем кругосветном путешествии, стартовав из Каира.
Ему потребуется около 48 часов, чтобы долететь до Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах - начальной точки маршрута, откуда Solar Impulse отправился в свое путешествие в марте 2015 года.
Управляет самолетом на завершающем этапе швейцарский пилот Бертран Пикар.
Новый самолет на солнечной энергии совершил первый полет
"Солнечный самолет" направляется в Индию
Старт "Солар Импульс-2": сквозь туман к солнцу
Полет не должен представлять собой никаких сложностей, хотя инженеры несколько обеспокоены тем, как на самолете может сказаться очень высокая температура воздуха на Ближнем Востоке.
Большую часть времени Пикар проведет в кислородной маске, чтобы избежать вызванных высокой температурой восходящих потоков воздуха и турбулентности.
Теплый, разреженный воздух над саудовской пустыней также означает, что двигателям Solar Impulse придется работать с большей нагрузкой, чтобы обеспечить движение самолета.
Это потребует тщательного контроля за запасами энергии в литиевых полимерных батареях - энергии должно хватить и на полет в ночные часы.
"Мы думали, что полет будет легким - в Саудовской Аравии между Египтом и Абу-Даби всегда хорошая погода. Но в то же время выработать правильную стратегию очень трудно", - сказал Пикар в интервью Би-би-си.
Solar Impulse уже преодолел 30 тысяч километров. Это первое в истории кругосветное путешествие самолета без топлива, исключительно на солнечной энергии.
Перелет между Каиром и Абу-Даби - 17-й этап маршрута, в ходе которого Solar Impulse пересекал Атлантический и Тихий океаны.
Пикар управлял самолетом по очереди со своим другом и партнером Андре Боршбергом.
Два пилота рассчитывали завершить свою миссию еще в прошлом году, однако она замедлилась из-за ожидания хорошей погоды в Северном полушарии.
А после повреждения батареи во время рекордного, продолжавшегося пять суток полета над западной частью Тихого океана в июне-июле 2015 года путешествие было приостановлено на 10 месяцев.
Для Бертрана Пикара посадка в Абу-Даби будет означать завершение растянувшегося на 17 лет предприятия, целью которого было доказать, что самолет на солнечных батареях может облететь вокруг света.
Идея зародилась после того, как в 1999 году Пикар совершил первый беспосадочный полет вокруг Земли на воздушном шаре.
Та миссия чуть было на завершилась трагедией - аэростат Breitling Orbiter 3 приземлился в египетской пустыне практически без запаса пропана, газа, который использовался в горелках, поддерживавших его в воздухе.
Именно тогда, как рассказывает Пикар, он и решил, что "должен быть иной путь".
Энтузиаст экологически чистых технологий вовсе не считает, что авиакомпании готовы перейти на самолеты, работающие на фотоэлектрических элементах, но в то же время он уверен, что солнечные батареи будут играть существенную роль в будущем авиации.
"Готов держать пари, что через 10 лет будут электросамолеты, способные перевозить 50 пассажиров по маршрутам короткой и средней протяженности", - говорит он.
"Полет будет проходить бесшумно и без загрязнения воздуха. Аэропорты можно будет строить чуть ли не в центре города - никаких помех для соседей. Это откроет совершенно новые возможности для рынка авиаперевозок. И тогда люди вспомнят, что началось все с безумной затеи облететь вокруг земного шара на солнечном самолете, и результат этого оказался полезен для всех", - говорит Пикар.
Бертран Пикар и Андре Боршберг работали над проектом Solar Impulse более десяти лет.
Размах крыльев их машины шире, чем у дальнемагистрального двухпалубного пассажирского самолета "Боинг-747", но весит он всего 2,3 тонны, а его крылья покрыты 17 тысячами солнечных элементов.
Есть у самолета свои особенности:
Самолет очень чувствителен к переменам погоды
Но в то же время эффективность его солнечных фотоэлементов и батарей очень велика
Это позволяет ему находиться в воздухе в течение многих дней и ночей
Пилот может спать лишь урывками, не более 20 минут
Кабина пилота по размерам не превышает телефонную будку
Solar Impulse побил несколько мировых рекордов в категории полетов на солнечной энергии. Главная цель проекта - продемонстрировать возможности экологически чистых технологий.
http://www.bbc.com/russian/features-36878109