Башня Татлина - проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалуhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Башня_Татлина
Ба́шня Та́тлина — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов
Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем — полусфера, скорость ее вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Она — мост между небом и землей, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов . Венчали памятник огромные радиомачты. Специальная система прожекторов должна была бы проектировать световой текст на облака. Широкие стеклянные стены должны были держать комфортную температуру внутри зданий башни. Планируемая высота башни 400 метров, наклон от нормали 23,5°. Планируемые материалы — стекло и сталь.
Макет башни впервые был показан на VIII съезде Советов в 1920 году в Доме Советов. Проект башни принимал участие в ряде Международных выставок. Изображение башни Татлина появлялись на страницах журналов и газет.
Из воспоминаний Константина Симонова:
Идея создании проекта этого памятника вызревала у Татлина, а потом и начинала осуществляться в ту пору, когда он работал в ИЗО Наркомпроса и был прямо причастен к ряду практических дел, связанных с осуществлением ленинской идеи монументальной пропаганды. А сам проект памятника Третьему Интернационалу был его собственным вкладом в реализацию этих коллективных планов. Работа художника была одухотворена высокими революционными целями и отмечена дерзостью архитектурной и конструкторской мысли...
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7287/Невзятая высота
Идея гигантского, высотой 400 м, памятника Октябрьской революции (потом Коминтерну) в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркмпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. Там же в мастерской 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (ее высота, по-видимому, составляла около 5 м) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом. В декабре 1920 года модель была выставлена в Москве в Доме союзов, оттуда ее вроде бы передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Осталось несколько фотографий. В 1924 году Татлину предложили построить модель башни для советского раздела на выставке декоративных искусств в Париже. К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать ее в Париж Татлина не пустили. Потом модель передали в Русский музей, и Татлин до конца жизни считал, что там она и находится, но и эта модель была утрачена. В том же 1925-м для первомайской демонстрации в Ленинграде создается третий упрощенный вариант модели памятника — «изоустановка». Форма ее не была завершена, верх башни оставили «открытым», там крепились плакаты. Эта модель тоже не сохранилась.
http://art.1001chudo.ru/russia_1901.htmlашня Татлина – несбывшаяся мечта о будущем
"Башня III Интернационала" должна была быть построена из индустриальных материалов – железа, стекла, стали, то есть всего того, что так любили футуристы, художники, устремлённые в будущее.
И конструкция должна была стать символом этого Будущего, благодаря своим материалам, формам и – функциям, которые она должна была на себя принять.
Футуристы вообще приветствовали радикальные политические направления, такие как большевизм и фашизм, они видели в них залог светлого будущего человечества. Для этих художников, если перефразировать Владимира Маяковского, революция и будущее как-то перемешивались в голове.
Но парадоксальным образом ни у большевиков, ни у фашистов авангардисты, мягко говоря, любовью не пользовались. А если говорить как есть – эти направления (и представители этих направлений) уничтожались, морально и физически.
Башня Татлина задумывалась в форме двойной спирали, которая бы закручивалась до 400 метров в высоту. Посетителей планировалось доставлять на вершину при помощи различных механических устройств.
Главной изюминкой Башни должны были стать три огромные вращающиеся геометрические структуры. Роль базы структуры отводилась кубу, который задумывался как место для лекций, научных конференций и всякого рода заседаний. Полный оборот вокруг своей оси он должен был совершать в течение одного года. Центральную часть занимал бы конус (с оборотом вокруг своей оси в течение месяца). И на вершине – цилиндр (оборачивающийся за сутки). Точно также, как куб, конус и цилиндр должны были бы выполнять роль функциональных помещений. Сущестовали также планы по установке под открытым небом гигантского экрана, закреплённого на цилиндре.
Башню планировалось, в частности, воздвигнуть на месте разрушенного Храма Христа Спасителя.
Но потом выяснилось, что футуристов большевики ненавидят ещё больше, чем христианство, так что проект так и остался неосуществлённым.
Остались лишь модели, чертежи и рисунки, которые впечатляют и по сей день. У Башни Татлина великое множество поклонников по всему миру.
http://lenta.ru/photo/2014/02/03/twenties/#2 (одна из фото)





Вбамбливаю авиацией. Обстреливаю артиллерией. Утопляю главным калибром линкоров. Разрушаю танками. Зачищаю пехотой. И все это - не слезая с кресла перед монитором.